Про т/с «Американцы» (The Americans)

Всякий раз при просмотре мега-сериала «Фарго» шла реклама каких-то «Американцев». Шла себе и шла. Мимо. Где Фарго и где какие-то Американцы? Так думалось. Сейчас могу сказать, что хорошо, что «Американцы» тогда прошли мимо. Ибо сюжет закручен так, что в ожидании новых серий и сезонов целиком можно было просто рехнуться, грызя в припадках бессильного ожидания клавиатуру, мышь и всё, что подвернётся под руку. А о плодотворном сосредоточенном труде, можно было забыть напрочь. Как и о крепком спокойном сне. Но время шло, закончились три сезона «Фарго» (о втором сезоне Фарго, кстати, написал заметку) и в 2018 году вышел финальный сезон «Американцев». И совершенно случайно этот сериал подвернулся под руку.

Пригород Вашингтона. Начало восьмидесятых. Филипп и Элизабет нелегалы, работающие на СССР. Супруги. Двое детей. Работают. И вот, в соседний дом выезжает агент ФБР с семьёй. Агент не простой – контрразведка. И понеслась. Уже по ходу самого первого эпизода едва сдержал желание полезть глянуть в конец самого последнего эпизода самого последнего сезона. Ибо закручено всё настолько мощно и симпатия к главным героям так велика, что реально сопереживаешь. При этом понимая, что это кино с актёрами. Спойлерить сильно не стану, скажу только, что дальше по ходу фильма таки залез в самый конец – посмотреть все ли живы-здоровы. Дзена, увы, не хватило.

Кери Рассел играет товарища Надежду. И она прекрасна. Товарища Мишу играет Мэтью Риз и он тоже ничего. Но до уровня Кери чутка недотягивает. Остальные персонажи тоже отличные. Подробные, со своими тараканами и без тараканов – кто как. Все живые, одним словом. Смотреть одно удовольствие, никто не бесит.

Атмосфера передана прекрасно. Меняются машины, телевизоры, шмотки, новости в телевизоре. Всё сделано с большим вниманием к деталям. Начало восьмидесятых серьезнейшим образом отличается от конца восьмидесятых. Такое отношение подкупает, видно, что сделано со старанием. Очень круто. Звучит музыка, соответствующая году повествования. Но по-настоящему крепко за музыку взялись только в финальном сезоне. Там вообще всё выше всяких похвал. Если б озаботились этим с самого начала, было б ещё лучше.

Полно отличных сцен. И с напряжением, и драматических, и смысловых, и даже с каким-то подобием экшена. Момент фильма, где пастырь Тим даёт Пейдж (дочь Элизабет и Филиппа) Капитал Маркса, чтобы та ознакомилась – просто гениальный. Трудно судить, с какой степенью достоверности, показана работа кураторов, резидентов и посольства, конспиративных квартир и прочего, но смотрится всё здорово. Чувствуется противостояние холодной войны. До такой степени, что постоянно вспоминаешь часы из «Хранителей». И само собой, топишь-то, конечно, за наших.

Слегка подпортил впечатление именно финальный сезон. То ли сценаристы намудрили, пытаясь прыгнуть выше головы, то ли консультанты недоработали. И случилась небольшая просадка по сценарию. Только по сценарию, не по драматизму. Кери Рассел затащила драматизм – никаких вопросов! И когда казалось, что сезон слит, случилось главное. В восьмом эпизоде шестого сезона Клавдия, связная Элизабет, говорит ей следующие слова:

«Back home, we have a leader who has no sense of our history, no sense of our ideals. No sense of how we’ve sacrificed to build a great nation, and the price we’ve paid. He’s giving it all away. Some right here, this week, to the Americans. Some back home, month by month, week by week. It’s almost too late to stop him.»

Речь идёт о тогдашнем генсеке — Горбачёве. Перевод слов Клавдии:

«У нас дома лидер, который не имеет понятия о нашей истории, не имеет понятия о наших идеалах. Не имеет понятия, чем мы жертвовали, чтобы построить великую страну и о заплаченной цене. Он всё сдаёт. Что-то здесь, на этой неделе американцам. Что-то дома, месяц за месяцем, неделя за неделей. Ещё немного и будет поздно его останавливать.»

В этом моменте все недочёты были отринуты и сериал перешёл в разряд гениальных.

Что в целом? Есть сюжетные нестыковки. Есть откровенная глупость. Есть клюква. Есть штампы. Но, несмотря на все вышеназванные недостатки и то, что забыл записать в недостатки – сериал просто одуренный. Не больше и не меньше. Кто бы мог подумать, что лучший фильм про советских разведчиков снимут американцы. Однозначно лучший сериал на данную тему и один из лучших сериалов вообще. Безусловно, в десятке лучших. В моей десятке лучших сериалов, уж точно.

Долг. Любовь к Родине. Верность. Справедливость. Готовность жертвовать. Фильм поднимает все эти, сейчас подзабытые, ценности. Ничего столь мощного, идеологически заряженного и комплиментарного нашей стране не могу даже припомнить. Потому, видимо, что ничего близкого по уровню просто нет.

Только что пинал фильм «Красный воробей» за то, что с той стороны наших не могут показать в хорошем свете, как на тебе – пропагандистская машина засбоила. Выкатили отличный сериал, про советских разведчиков.

Очень, очень хороший фильм. Можно смело рекомендовать к просмотру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *