Сегодня коротко поговорим про новый сериал «Рассказ служанки». Постараюсь отметить кое-что из уже отсмотренных двух сезонов. Без упоминания некоторых моментов, увы, не обойтись. Поэтому, внимание, далее по тексту спойлеры!
Антиутопия. Недалёкое будущее. На территории США создано государство Галаад. Люди поделены на сорта. Религия лежит в основе государственного управления. Бесправие. Беспросветный мрак. Чтение, музыка, инет, телевизор, газеты – всё под запретом. Идёт война.
Большинство женщин бесплодны. Чтобы сохранить человеческую популяцию, придумана хитрая схема. Созданы такие условия, что способные к деторождению находятся в рабстве. Их регулярно насилуют, и они вынуждены вынашивать детей состоятельных мужчин. Вот такой способ решать демографическую проблему! Нормы свобод, морали и человеческого достоинства втоптаны в грязь тяжёлым сапогом и старательно вытравливаются из сознания людей ежедневными унижениями. Несогласных вешают, расстреливают, побивают камнями, отправляют на принудительные работы. Но некоторые держатся.
Смотрится кино тяжело. Но не потому, что плохое и плохо снято. Потому что тяжёлое. Понимаешь, что это не про нас сегодняшних, но присутствует странное ощущение, что мир уже стоит на краю такого вот или подобного, или значительно худшего.
С самого пилота проникаешься глубоким сочувствием к главной героине Джун. Она разлучена с мужем и дочерью. Всей семьё сбежать не получилось. Муж теперь живёт в Канаде, а дочь воспитывается в Галааде, но в другой семье, ничего не зная о матери. Сама же Джун регулярно подвергается насилию. Таких как Джун много. И все они, родив, вынуждены будут отдать своих детей женам сильных мира того, а сами переходят в другую семью, как вещи. Все связи рвутся. Чтобы всё повторилось сначала.
Снято очень красиво. Длиннющие планы, малая глубина резкости, ракурсы.
Ненавязчивая музыка. Цвета. Всё отлично, а местами просто хорошо. Смотреть интересно. Повествование неспешно. Динамизм отсутствует почти полностью. Но когда появляется, начинаешь привставать с кресла. Всё очень хорошо сделано.
Но среди двадцати трёх серий двух сезонов есть одно но. И это «но» — существенный недостаток фильма. Джун пассивна. Она старается как-то жить, уживаясь с условиями. Понятно, что в её положении особо не развернуться. Но! Её пассивность никак не двигает сюжет. Всё что с ней происходит это чистое «Бог из машины». В первом сезоне после осмотра у врача, медбрат вкладывает в руку ключ – Джун бежит подвалами, и дальше целиком зависит от левых абсолютно людей. В последней серии второго сезона случается пожар и кухарка сообщает Джун, что пора бежать, что сейчас тот самый момент – и Джун уходит дворами. Снова она как бы ни при чём – всё организовали и решили за неё. Такое бездействие выглядит особенно странно на фоне других женщин. Подруга Джун по прошлой жизни – Мойра, будучи в сексуальном рабстве, режет заточкой сильного мира того, прыгает в его Геллик и была такова. Потом, конечно, немного побродила огородами и вот она уже в Канаде. Спасена. Была ещё служанка Эмили, та вообще кремень.
Но не всё так плохо. В последнем эпизоде второго сезона Джун таки действует. По крайней мере, это громкая заявка на действие. Она отказывается уезжать с Эмили в Канаду и остаётся, собираясь вызволять свою первую дочь. И это, считаю, неплохой задел на третий и финальный сезон.
Фильм довольно тяжёлый, повторюсь, смотреть или нет — решайте сами.