2018-й киногод. Обзор

Очередной, ежегодный список фильмов. Делюсь тем, что понравилось и категорически не понравилось лично мне. Околокиношные новости в этом году обойдём стороной по причине их крайней отмороженности и неадекватности.

Начнём с грустной категории — «Отстой года». Этот год был чрезвычайно богат на материал. А именно. Гильермо Дель Торро неприятно удивил унылой, ниочёмной, никчёмной и конъюнктурной «Формой воды». Ещё был «Веном», который вывел уровень тупизны на новую высоту, неприличную даже для диси. И совершенно непонятно, как и за счёт чего собравший такую кассу. Ещё был «Хищник», обгадивший все предыдущие фильмы этой, так сказать, вселенной. А вот «Хищнику», в отличие от «Венома», с кассой не повезло. Справедливо. Хотя по накалу тупизны — это близнецы-братья. Также в категорию «ОГ» однозначно попадает «Первому игроку приготовиться». Фильм глубоко вторичен, и пуст, и страшен по содержанию. Ну и клюквенным «Красным воробьём», думаю, поставим точку. И перейдём к приятному.

Итак. Одиннадцать, плюс/минус пара штук фильмов 2018-года, о которых есть что сказать. И по большей части – хорошее.

11. «Галвестон» (Galveston) и «Не оставляй следов» (Leave No Trace). После отличнейшего фильма «Альфа дог» Бен Фостер куда-то пропал. Уже казалось, что без следа. И вот он! Открывает с ноги дверь и напоминает о своём актёрском таланте. И весьма убедительно. «Не оставляй следов» крепкая драма. История ветерана, который никак не может вернуться к обычной жизни. Ему хорошо и спокойно в лесу подальше от людей и всякой суеты. И всё бы ничего, но у ветерана есть дочь-подросток. Это идёт первым очевидным слоем. Вторым слоем идёт метафора, что все взрослеют, все умирают и, так или иначе, всем приходится с этим жить и как-то мириться.

«Галвестон» — история бегущего от бандитов точно такого же бандита, которого жизнь сводит со сбежавшей от насильника-отчима юной красоткой. У одного на кону стоит жизнь, а другая готова продавать себя, только бы не возвращаться в отчий дом. Тут тебе и убийства, связавшие обоих, и симпатия, и жалость, и пошлость, и мерзость и практически полная потеря человеческого облика. По ходу дела можно подумать – как и почему люди стали тем, кем они стали. Хороший фильм. Напомнил мне стилистику одной условной новеллы из фильма «Сука любовь». Когда все друг другу волки, даже любовь не выдерживает и принимает крайне уродливые, омерзительные черты.

Эль Фанинг прекрасна. Настоящее украшение фильма «Галвестон». Кроме того что красотка, так ещё и играть умеет. Услада глаз.

10. «Недруги» (Hostiles). Кристиан Бэйл в главной роли. Когда в обществе на законодательном уровне вводятся нормы защиты одних представителей общества от других, то обществу уже пришла звезда. Короче, картина дружбы народов на североамериканском континенте. Задолго до того, как чудом уцелевшие коренные жители худо-бедно отправились жить в резервации.

Ну и, как всегда, гениальная актёрская игра Бэйла. И не смотри на то, что половина лица в бороде и рот едва виден из-под усов.

9. «Миссия невыполнима: Последствия» (Mission: Impossible — Fallout). В отличие от Форсажа, МН не скатывается в откровенный бред с автомобильной атакой на подводную лодку. Тут всё ожидаемо – погони, интриги, беготня, вертолёты, самолёты, машины, мотоциклы, парашюты. Чуть-чуть добавили драмы, что пошло только на пользу. Том Круз всё ещё тащит и это отрадно. Как аттракцион – крепкая пятёрка.

8. «Игрушки для взрослых» (The Happytime Murders). Топ не топ без откровенной идиотии. В этом году за это комедийное направление отвечает Мелисса МакКарти и постаревшие герои «Улицы Сезам». Действие происходи в Лос-Анджелесе, где в пределах одного общества живут вместе и люди, и куклы. То есть не люди. Возможно это метафора, и нам на что-то намекают?

Короче, смешная тётка-детектив и её напарник — кукла на нитках распутывают серю убийств кукол. Смешно, жёстко, пошло, иронично, саркастично. Бодро получилось, чего уж там. Но смотреть с осторожность и на свой страх и риск.

7. «Не в себе» (Unsane). Как сказано в описании, фильм почти полностью снят на камеру iPhone 7 Plus. Это, считаю, и есть его главное достоинство. То есть средства производства так развились, что буквально находятся в руках у каждого из нас. И немедленно встаёт вопрос: что ты(мы) с этим богатством делаешь (ем)?! Понятное дело, чтобы получилось приличное кино, ещё нужен сценарий, актёры, свет, постобработка, куча народу в помощниках и много всякого ещё. Но если тебе есть-таки, что сказать, то инструмент у тебя в руках, он в твоём кармане – го-во-ри! Монополия Голливуда заканчивается на наших глазах. И это круто!

И кино тоже хорошее. Героиня Клэр Фой заезжает в дурку. Ей кажется, что её преследуют. А дальше накидывают, и накидывают саспенса. И что ты будешь делать, будучи связанным по рукам и ногам и не в состоянии попросить помощи, потому что никто тебе не верит.

6. «Звезда родилась» (A Star Is Born). Леди Гага и Брэдли Купер. Он же в режиссёрском кресле. Очень, очень круто… было бы, если бы Джексон не сделал в конце того, что он сделал.

Сплошная музыка и под стать всё настроение и атмосфера фильма. Плавность и незаметное перетекание одной сцены в другую. В один момент ты с героями в кабаке, потом мчишь на байке, потом ты на концерте, потом в студии, потом из дома ты плавно оказываешь на вручении Грэмми. Фильм тебя буквально поглощает и держит, наращивая амплитуду эмоций. Иногда до слёз смеха, иногда до мурашей сопереживания или восторга от голоса и песен. Очень, очень круто. Никак не ждал такого ни от Купера, ни от Гаги. Гага, так вообще выше всяких похвал.

Жила была официантка Элли. Любила петь и по пятницам пела в баре для трансвеститов. Была счастлива. Потом встретила Джека. Полюбила. Стала ещё счастливее. Постоянно росла и училась понемногу.

В итоге у Элли Грэмми, а Джексон всё проссывает, в прямом и переносном смысле. Это ж каким надо быть дегенератом, чтобы не понимать того, как тебе повезло с женщиной. Не думаю, что это профессиональная зависть, как многие пишут. Это банальная тупизна и категорическое нежелание расти и развиваться.

5. «Птичий короб» (Bird Box). Пока широкая общественность думает, что делать со своими айфончиками, Нетфликс уже во всю отбирает у голливудских мейджоров хлеб и актёров. Лупит, так сказать, с двух рук – и сериалы, и полный метр. И отлично получается.

О чём — вкратце. Сандре Буллок подходит время рожать, но материнский инстинкт просыпаться не спешит. И, как это у них бывает, на мир нападает неведомая херня. Одних тупо доводит до самоубийства, других делает ещё более безумными, чем они были. Кроме того, эта неведомая херня забирается в человека через глаза. А с закрытыми глазами особо не поживёшь, и тем более не повоюешь. И вот в таких непростых условия приходится жить, выживать и рожать.

Интересно получается. С душными зомбаками можно как-то справиться. А что ты будешь делать, когда на службе зла отмороженные дегенераты, а у тебя глаза завязаны и как от них отбиваться не ясно. Ситуация не такая уж и киношная.

Ну, в общем если в тебе остаётся человеческое, то как-то со всем можно справиться. Можно отбиться от отморозков, можно объединиться и выжить. И к человеческому облику непременно приложиться и материнский инстинкт (если ты девочка).

4. «Тихое место» (A Quiet Place). В кино, как в некоем отражении общественный жизни, наблюдается явный дефицит идей. Вернее дефицитом это называть нельзя. Это осознанная позиция правящего класса. О некоторых вещах при капитализме говорить не следует, не выгодно. А если о чём-то не говорят, то этого, по большому счёту, нет.

Где же брать идеи, сюжеты? Британский документалист Джон Гриерсон сказал: «Драма ждет тебя сразу за порогом. Везде, где есть лачуги бедняков, везде, где правят бал голод, эксплуатация и жестокость». Но с таким содержанием кино снимать никто не станет. Это очевидно. А ведь именно там вся жизнь. Именно эти сюжеты будут интересны девяносто пяти процентам зрителей. Потому что это будет про них. Но снимать будут «Форму воды».

Вот и приходится искать новые формы. «Тихое место» типичная новая форма. Но хоть какая-то новизна. Остаётся надеяться, что количество рано или поздно-таки перейдёт в качество.

3. «Суперсемейка 2» (Incredibles 2). В прошлом году я протупил и в список не попал достойный мультик «Тайна Коко». Мультфильм отличный. Про мечту, про семью и доброту. В наше время всяких непонятных существ мульт про семейные ценности (как бы пошло это сейчас не прозвучало) явление краснокнижное.

В этом году снова удача – Суперсемейка 2. И снова правильное содержание. Мульт наглядно показывает деткам, что бывает, когда мама примеряет роль папы и наоборот. По итогу уверено приходим к тому, что папа – это папа и мужчина. Мама – это мама и женщина. Мальчики – это мальчики. А девочки, безусловно, угадываются как девочки. Гендерные роли распределены как следует. В наше толерантное время – явление, скажем так, явно не безусловное. Плюсом отличная анимация. В сравнении с первой частью так вообще просто космос. Закрученная история. Всегда красиво. Музыка. Динамика. Хореография боёв. Местами смешно. В одних местах интересно взрослым, в других — детям. Очень хорошо получилось. Главное — сеет доброе, светлое, вечное.

2. «Баллада Бастера Скраггса» (The Ballad of Buster Scruggs). Набирающий, как локомотив, ход, упомянутый выше Нетфликс и братья Коэны.

Смотреть. Думать. Снова думать, и снова смотреть. Лично я довольно долго гонял это кино мячиком по черепной коробке. Но тем интереснее же.

Удивительно гармоничные сцены жизни на диком западе в визуальном плане. В плане повествования тоже всё отлично. Но на дела давно минувших дней смотришь не как на преданье старины далёкой, а как на нашу теперешнюю действительность. Видишь ровно то, что вот сейчас (сейчас) происходит вокруг нас. Убийства, грабежи, беженцы, понты, золото, право сильного и всё такое. События, которыми полны ленты новостных сайтов.

Слоган фильма «How the West Was Won», он о чём? На какую победу намекают братья? Как мне кажется, братья намекают на победу именно «Дикого Запада». Ключевое слово тут «дикий». Со всеми атрибутами вроде звериной жестокости, несправедливости и всего остального. Есть мнение, что братья видят всё это вокруг себя (шире — в мире) и об этом говорят. Как и положено настоящим художникам, обозначают проблему. Вполне явно, как мне кажется. Дикий Запад он тут, он победил, он вокруг нас. Вместо револьвера «Смита-Вессона» авианосцы с «Томагавками», вместо лошадей — танки. А в социальных отношениях не изменилось ровным счётом ничего!

1. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri). Тут прекрасно всё. История. Как эта история рассказана. Персонажи. Как эти персонажи сыграны. Оскары абсолютно заслуженные и у Фрэнсис МакДорманд, и у Сэма Рокуэлла. Ещё и Вуди Харрельсону стоило выдать. Ибо явно же заслужил.

И вот история. История мощнейшая. Казалось бы. Не лачуги бедняков, не голод и не эксплуатация. Но жестокость! Изнасилована и сожжена дочь главной героини. И не в промзоне Детроита, не в гетто близ какого-нибудь райцентра, типа Нью-Йорка. В Эббинге, маленьком, провинциальном городке на границе штата. Виновные не найдены. У убитой горем матери нет никаких рычагов воздействия, руки опускаются. И на последнюю пятёрку баксов Милдред Хейс арендует три билборда на целый месяц, на которых справедливо задаётся вопросом: что сделано и что делается, чтобы найти убийцу дочери?

Дальше пресса, ажиотаж. И кое-что начинает двигаться. К чему это приводит — другой вопрос. Герои начинают меняться и двигать историю, что хорошо для повествования. Ты проникаешься, сопереживаешь и с интересом наблюдаешь. А понаблюдать, попереживать, подумать тут полным полно. Уже один раз с удовольствием пересмотрел. Отличное кино, если не сказать гениальное.

Вот вроде бы и всё.

Пытливым киноманам и сокрушающимся «смотреть совсем нечего» гражданам на заметку:

2011-й киногод.
2012-й киногод.
2013-й киногод.
2014-й киногод.
2015-й киногод.
2016-й киногод.
2017-й киногод.

ВКонтакте
Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *