В начале лета приболел. Температура, в горле першит и всё такое. Не рад, как говориться, сам себе. А тут, как на зло, выходит в прокат художественный фильм Прометей. Фильм, безусловно, ожидаемый. Я даже после просмотра трейлера написал целую заметку. Ну, и вот оно лето, вот она премьера и вот она температура и… «чих!».
Посещение кинотеатра пришлось отложить. Не чихать же, в самом деле, на сограждан. Потому терпеливо лечился — выпивал по ведру молока с мёдом и чая с лимоном в день, и не сегодня-вчера, но добрался до кинотеатра. Итак — фильм «Прометей».
Аж в 1979 году Ридли Скотт заснял «Чужого» (Alien). Потом были «Чужие» (Aliens) Кэмерона в 1986. В 1992 году Дэвид Финчер тоже отметился, засняв «Чужой 3» (Alien 3). И в 1997 был «Чужой 4: Воскрешение» (Alien: Resurrection) с неизменной Сигурни Уивер на главной роли.
И вот по прошествии 33(тридцати трёх!) лет гражданин Скотт взялся за старое. Хотелось бы так думать, но забегая вперёд, скажу — взялся он за что-то другое. Увы, не за старое. Не ясно в чём причина, то ли в самом Ридли, то ли в продюсерах, то ли в повсеместной полит корректности, то ли в сценаристах… Сценаристами выступили Джон Спейтс — сценарист неизвестно чего, не ясно кто его вообще позвал без послужного списка. И сценарист сериала Лост – Деймон Линделоф. Есть мнение, что налажал таки Линделоф. Или все вместе, но этот больше всех остальных . За себя скажу — я так и не смог заставить себя этот самый Лост посмотреть.
Сначала о хорошем.
Картинка, звук, музыка – отличные. Планеты, космос, графика, спецэффекты — нарисовано всё прекрасно. Костюмы, интерьеры — тоже всё на пять. Техника, возможно, на четыре. Хотя корабль немного напоминает глубоко затюнингованный «Свелячок», но особо не выделяется, потому тоже всё в плюс.
Внимание! Далее по тексту очень много спойлеров.
Теперь о нехорошем.
Сквозная тема тупизны. Диалоги, сюжет, поступки – дурдом. Привет Линделофу. На нехорошем и остановлюсь подробнее.
Самое начало. Стоит здоровенный, наверно, человек, подозрительно похожий на Вуди Харельсона, на краю водопада, за ним наблюдают с летающей тарелки. Длинный, без особого удовольствия открывает какую-то баночку, выпивает, баночка выскакивает из рук, падает в воду. Длинный начинает разлагается на молекулы ДНК, подает следом. Так зародилось человечество. Тут же вспомнился анекдот.
Стоит мужик на мосту, дрочит в воду. Мимо идёт девушка. Девушка спрашивает: — Молодой человек, что это вы делаете? Мужик отвечает: — детей топлю. Девушка: — Давай я тебе лучше минет отстрочу. Мужик отвечает: — А ну, пошла прочь от меня, людоедка!!
Так и фильм — сплошной анекдот.
Космический корабль — по кораблю катается на велике робот. Бросает мяч в корзину, смотрит телик, учит языки, прикладывается к криокамерам и смотрит сны пассажиров. Коротает время как может. Это ж кем надо быть, что оставить робота разгуливать по кораблю? Выключили б его что ли, заперли бы где до прилёта на место – не важно. Но как можно было его оставить в непременной близости к живым людям? Что у него на уме? А вдруг залипнет? Заклинит? Да мало ли что? Команда рискует не проснуться никогда.
Ну, таки долетели, робота не заклинило, все проснулись. Проснулись, и давай знакомиться (!!!). Знакомиться! Их от балды что ли набрали? То есть лететь не пойми куда целых два года, а набрали абсолютно левых людей? Какая там совместимость. В речной трамвайчик команду набирают с большей тщательностью. Не говоря уже про МКС. Ситуация как с роботом. Не ясно — что у них на уме? Может, сразу после побудки, или чутка позже, они друг друга перережут. Уже на первом завтраке Дин бодро заявляет: — Друзья мне не нужны, мне нужны деньги. Вот это я понимаю командный дух! Сразу можно разворачиваться и лететь обратно. Но сценарист на такие мелочи внимания не обратил.
Потом на брифинге выясняется, что полетели они на поиски создателей исключительно на основе археологических находок, обнаружив картинки на скалах и прочих артефактах за авторством древних египтян, инков, шумеров и прочее. То есть в древних картинках тетя доктор увидела приглашение и народ смело и уверено летит в космос. Вменяемые туристы, не прочтя пару путеводителей, в Европу не едут. Но тут всё иначе.
Дальше появляется красавица Шарлиз Террон — её играет Мередит Виккерс. Кто она? То ли какой-то супервайзер, то ли кто-то ещё. Суровая, физически крепкая, скептичная на счёт инопланетной жизни, пьёт чистую водку, живёт в спасательном модуле. Всё. Зачем этот персонаж – не ясно. Но она прекрасна и этого достаточно!!! После визуальной части, она следующее, на что стоит обращать внимание!!!
Капитан корабля. Негр. Был замечен в сериале «Прослушка». С тех пор заметно располнел, я б даже сказал, располнел до неузнаваемости. В сериале играл сурового бандита — Стрингера Белла. А тут не персонаж, а какая-то хамоватая мотня. Ходит по кораблю завёрнутый в плед. Совершенно разнузданным образом предлагает Шарлиз «потрахаться», именно потрахаться. Пришла, говорит потрахаться, так и скажи — давай потрахаемся. Не может навести на корабле дисциплину. Не капитан межзвёздного корабля. Нет.
Больше капитана раздражает пара докторов. Что б проще было ориентироваться, назову их Доктор М (мальчик) и Доктор Д (девочка). Вот уж где клиника.
Тут наши герои прилетаю на планету. Краткий диалог на подлёте: — Где будешь садиться? -Вон там. — Да. Вон там. Там ровно. Ни разведки, никакого сканирования, ничего. Вон там и всё. Там вон ровно, значит там и приземлимся.
Приземлились. Собираются выходить. Один берёт с собой огнемёт. ДД, тут же ему заявляет: — А это зачем? Ей отвечают: — Для безопасности. Она немедленно: — У нас мол, научная экспедиция, никакого оружия. Без разведки, без оружия, без мозга, без инстинкта самосохранения и на чужой планете. Это всё равно, что какие-нибудь археологи поехали б в современную Ливию или Египет на раскопки. Интересно выжили бы они? Сценаристу пламенный привет. Похоже, он до сих пор бастует.
Выдвинулись таки. Забрались в инопланетный корабль. В корабле происходит какая-то терраформация. Вырабатывается не понятно чем кислород. ДМ лет примерно сорока, тут же сообщает, что воздух чище, чем на земле и снимает шлем. Сразу хочется спросить: — Ты дурак? Тут вступает его подруга ДД, сообщает ему: — Ты чокнутый. Отвечая тем самым на мой немой вопрос утвердительно. Да, он дурак. И тоже снимает шлем. Все остальные следом снимаю свои шлемы. Идиоты. Таким героя сопереживать категорически не хочется. Захотелось заорать, где уже Ксеноморфы?! И когда они сожрут этих дебилов!
Дальше парни лезут по кораблю и сообщают нам, что там аж минут 12 градусов и что самым странным образом вода не замерзает. Как это так?! А то что парни в мороз ходят без шапок и без шлемов – это никого не удивляет. Голова не мёрзнет, пар изо рта не идёт. Главное ведь сделать научное наблюдение, что вода не замерзает. Попробуй у нас выйти без шапки зимой в минус 12. Хотя у нас и такие есть. Очевидно, пра-пра бабки и пра-пра деды космических лётчиков с Прометея.
Дальше вступает в дело гадюк робот. Заражает ДМ инопланетным мумиём. ДМ спит с ДД, а на утро всей толпой идут обратно на корабль. Там ДМ становиться нехорошо. И они срочно возвращаются. Возвращается команда исследователей на свой корабль, и ДМ очень плохо — что-то явно подцепил. Что — никто не знает, кроме робота. Но тот молчит. Такая ж сволочь как и Эшш в Чужом. Тащат они болезного на корабль. А на пороге их встречает Шарлиз с огнемётом! И тут, собственно, единственное здравое зерно, единственный вменяемый поступок. Порадовала. Твёрдо и уверенно заявляет — не пущу, ибо карантин. Нефиг — заразит всех. Заходите все, а этого не пущу. ДД говорит (не забываем, что она доктор): — Я без него не пойду. Ей же плевать на всех остальных. У неё любовь. Шарлиз говорит, ну и оставайся с ним вместе. И сжигает ДМ из огнемёта.
По возвращении оказывается что ДД беременна. И соображает, что это произошло вчера, а срок уже 3 месяца, просит робота сделать аборт. Гадюк робот ни в какую. Тётя сама, залезает в хирургический аппарат. Там механические штуки вскрывают ей живот, достают плод какого-то осьминога, а шов заделывают степлером. Скобы размером в пару сантиметров. Держат как надо. Так что даже после операции ДД бодро бегает.
Пока тётя рожает, копчёный ДМ оживает, чисто зомби-style, но его быстро дожаривают, и додавливают внедорожником. Таки окончательно убивают.
Потом просыпается основатель и финансовый вдохновитель всего предприятия — Вейленд. По совместительству отец Мередит Виккерс. И основатель корпорации, на которую работала Элен Рипли. Старик при смерти заявляет — раз они нас создали, значит смогут спасти, по крайней мере меня. Этому тоже плевать, что в результате прилёта Земле может настать конец. Ему охота жить. Ну. и всей толпой идут будить единственно оставшегося в живых длинного.
Длинный, проснувшись и увидев толпу землян, которых давно хотел изничтожить, приходит в ярость. И, само собой, всех убивает. Кроме ДД.
Нет бы оценить силы противника. Сообразить, что можно огрести. Взлететь и с орбиты всё разнести. Нет. Надо было дождаться пока всех убьют, и только потом Шарлиз решает, что пора лететь домой. Капитан тупо соглашается.
Но, мысль, что пора лететь на Землю, приходи в голову не только землянам. Длинны выдвигается тоже. С твёрдым намерением уничтожить. Тупорылый таран в исполнении капитана — злодейский корабль падает. Собственно, конец фильма.
Но, не могу не сказать про – внимание – топор! Да. Топор! Это как последняя капля в цистерну тупизны. Топор на космическом корабле. Да, топор из будущего, не обычный, с изогнутой ручкой, но, тем не менее — топор. Сразу возник ряд вопросов. А почему не колун, почему не лом? Ведь, как известно, против лома нет приёма. А если всё-таки есть топор, то есть ли на космических кораблях будущего штыковая и совковая лопата, багор, конусное ведро, огнетушитель, ну и ящик с песком? В общем, полностью ли укомплектован красный пожарный щит?!
Ну, и напоследок ДД в конце вопрошает: — Я хочу знать причину, почему они хотели нас уничтожить? Полная незамутнённость. Да может, потому, что стали вести себя как дебилы? Наверняка, в будущем потомки тех, кто ходит в мороз без головных уборов, всей галактикой сдаю единый галактический экзамен. Отсюда и такой закономерный результат.
В итоге получился не фильм, а винегрет. Ни целостности, ни последовательности. Ощущение, что лепили из всего, что приходило в голову.
Возможно, как-то дело сможет поправить режиссёрская версия без дубляжа. Если она конечно будет.
Ну, а если будет сиквел, то надо гнать любителя салата Линделофа известными мётлами.
Так смотреть или нет? Смотреть — безусловно. Потому что это веха, это событие. Ну и для общего развития, конечно же.
И безусловно прикупить ДВД/БЛД — как выйдет. Старик Ридли явно старался, и вполне себе не плохо справился. Но подвели сценаристы. Хочется думать это не старость.
p.s. Большое спасибо сестре за корректорскую работу!