Очередной шедевр братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!». Оригинальное название «Hail, Caesar!». Мне кажется, что по-русски было б правильнее «Аве, Цезарь». Нашему уху привычнее что ли. Но спасибо хоть не … ну, вы поняли… Один гражданин со своими подельниками вывел данное приветствие из обихода на долгие века.
Первое на что обращаешь внимание — это настроение фильма. С самых первых кадров. Кино, как настоящее кино. У меня такое ощущение было от фильма «Отель Гранд-Будапешт». Но по содержанию отель не зашёл. Тут же полный порядок и с картинкой, и с содержанием.
Не отскакивая в стороны, попытаюсь проследить линии трёх героев. Бролина, Клуни, Татума – Эдди Меникса, Берда Витлока и Бёрта Гарни, соответственно. Есть спойлеры, кто кино не видел – дальше лучше не читать!
Бролин работает на киностудии и решает вопросы. Кастинг, логистика всякая, общение с прессой, с полицией, взятки и всякое такое. На нём всё держится. Буквально. И вот, у него из почти доснятого фильма похищают звезду – Клуни.
Ну а Татум – красавчик, танцор и певец. Ну, почти как в реальности.
Короче Клуни увозят в неизвестном направлении, предварительно подпоив чем-то. Сразу отмечу, что такое недопустимо. И выглядеть должно отвратительно. Но. Авторы показывают это как фарс, а не как нечто совершенно немыслимое. Потом он очухивается на какой-то вилле, стоящей в нечеловеческой красоты океанской бухте. И он не пленник и не заложник, это очевидно. На вилле полно народу. Коммунисты. Беседуют, смеются, прекрасно проводят время. Делятся с Клуни теориями. Ну и между делом требуют у студии за звезду 100 тыс. долларов. Напомню, середина прошлого века. Сумма сумасшедшая, плюс холодная война на дворе.
Спасти звезду и доснять фильм основная забота Бролина. Само собой, деньги найдены и переданы, звезда Клуни возвращается на съёмочную площадку и фильм благополучно доснимают.
Клуни возвращается, и полон коммунистических идей. И сходу пытается проповедовать своё, только что полученное знание, — Бролину. Но тот его без церемоний осаживает. Примечателен тот момент, что Клуни в фильме играет римского полководца, который уверовал во Христа. Чую — есть тут какая-то связь. Потом нам показывают, как Клуни доигрывает оставшуюся сцену. Делается акцент на невероятной игре Клуни, напомню, уже с коммунистическими идеями в голове. Доигрывает так, что у всех на площадке открываются рты. Понятно, что он профессионал, но и для тех, кто по сто раз видел его на репетициях, он выдаёт игру запредельную. (Надо смотреть сцену, словами не описать). Короче все просто остолбенели.
Пока полиция едет на виллу к коммунистам, те садятся всей компанией в лодку и выходят в открытое море. Там всплывает подводная лодка. Лодка должна забрать руководителя ячейки и сто тонн. Предводителем ячейки оказывается Татум. И маленькая собачка, мелькавшая по ходу дела, его питомец. Он с собачкой поднимается на борт подлодки, а про деньги забывает. В одной руке держит собаку, другой держится за лестницу. Прощается с товарищами. Те ему напоминают про деньги и бросают дипломат с выкупом. Татум понимает, что надо держаться и собаку бросать нельзя. Дипломат тонет. Совершенно прозрачный намёк, что коммунисту, в отличие от капиталиста, деньги не важны. Собака дороже. Расходятся, сцена заканчивается.
Мне тут видится тонкий намёк на борьбу за человека. Поясню. Человек – это Бролин. С одной стороны – уверовавший Клуни. С другой — человек из руководства компании «Локхед», который зовёт Бролина работать на них. Обещает все блага и преференции. По факту — герой Бролина отказывает и одному, и другому, оставшись работать на киностудии. Нам как бы намекают, что это не тот случай, когда можно не выбирать сторону, когда можно «воздержаться».
Так кому «Аве»?
Цезарю ли?