Поэма Джона Мильтона «Потерянный рай» написана приблизительно 1657 году. Описывается падение Сатаны в Ад и история Адама и Евы. Это если очень коротко. Автор использует многочисленные отсылки и к Ветхому завету, и к Новому, сюжеты древнегреческих мифов и много чего ещё. Для адекватного понимания надо обладать серьёзным культурным багажом. Так же следует помнить о том, что время написания 17 век и что автор придерживается пуританских взглядов.
Далее последует не краткий пересказ и не рецензия. В меру знаний и понимания, постараюсь коснуться одного момента, который лично мне показался интересным и заставил задуматься. Итак, вот о чём подумалось.
Но сначала короткое вступление. Адам с Евой живут в Раю. Любят друг друга чистой любовью, выполняют кое-какую работу по саду, едят, пьют и не знают никаких забот. Падение Сатаны уже произошло, и он собирается соблазнить Еву. Бог посылает архангела Рафаила предостеречь Адама и Еву. Разъяснить, так сказать, что, зачем и почему.
Рафаил по заданию Бога спускается на землю и заходит к людям в гости. Обедает с ними, и передаёт для Адама послание. Архангел говорит о том, что, мол, живите пока на земле, ни о чём не заботясь, потом сможете соединиться с Богом. Так же передаёт предостережение и разъясняет Адаму то, что тому не ясно.
Смысл предостережения в том, что люди должны сохранить покорность. Адам сильно удивляется и не понимает, как они могут это покорность не сохранить.
Рафаил разъясняет:
«Своим блаженством ты Господу обязан,
Если сможешь блаженство это сохранить,
То будешь обязан тем себе лишь одному
Через свою покорность, помни это».
В другом переводе несколько иначе, но смысл такой же:
«По милости Господней ты блажен,
Продленье же блаженства от тебя
Зависит,- от покорности твоей.
Вот суть остереженья: твердым будь»!
Собственно, ради этого момента вся заметка и затевалась. Рафаил сообщает буквально следующее — Человек, всё в твоей власти! Всё в самом широком понимании, включая вечную жизнь. Да, первоначально были тебе даны и жизнь, и Рай, и женщина. Но теперь-то ты сам великими делами ворочаешь.
Но! Что значит «покорность сохранить»? В данном контексте это означает — не ешь с Дерева познания. Бог этим запретом хочет испытать их в верности. И всё! Больше никаких ограничений.
Дальше подумал вот про что. В Раю полно другой еды, нет голода, нет холода. Люди сыты. У них всего в достатке. Потому, наверно, можно принять яблоки с Древа познания за излишества (очевидно, что этот образ гораздо шире). Для пущей наглядности посмотрим только на излишества в еде. Далее в поэме, когда Михаил спускается к чете Адама и Евы, он говорит об излишествах. И именно в еде. Это напутствие касается уже смертных Адама и Евы. Михаил послан, чтобы удалить людей из райского сада.
«Лишь избегай излишества,
Умерен всегда будь в пище и питье.
Ищи лишь сытости, не угожденья чреву
Тогда ты можешь много лет прожить
Что б, наконец, как плод созревший
Спокойно в лоно матери упасть».
Теперь глянем на это из 21 века. Излишества с духовной точки зрения – это грех чревоугодия. Один из семи смертных грехов. Последствия ясны.
С мирской точки зрения – это обычное обжорство. Как результат — ожирение, различные болезни сердца, печени, сосудов, кишечника и всего что угодно. Что, как не трудно догадаться, резко сокращает жизнь.
Теперь чуть расширим понятие излишеств. Например, до смартфона. Нужно ли гнаться за телефон с индексом 6с или достаточно телефона с индексом 5. А звонить можно и по телефону с индексом 4.
Но куда деваться, если ты не обладаешь твёрдой волей, а вся действительность вокруг заточена под непрерывное, ненасытное потребление? Когда яблочный сок непрерывным потоком через лейку вливается в глотку. Удастся ли хотя бы подольше пожить при таких раскладах? Не говоря уж о вечности и райском блаженстве.
Если ответ – твёрдое нет, то куда стоит обращать свои взоры? И человеку, и человечеству в целом.